Восстановленные Архитектурные памятники
Первый в Российской империи фуникулер был представлен на выставке в 1896 году
Нижегородский район, Кремль
Можно подумать, что наследие Всероссийской промышленной и художественной выставки — это только красивые здания на Стрелке, но это не так. Благодаря мероприятию в Нижнем Новгороде появился и первый общественный транспорт.
Фуникулер в кремле
Дело в том, что выставка проходила недалеко от железнодорожного вокзала, чтобы туда было проще возить экспонаты. Но какой турист не захочет в кремль? Общественного транспорта нет, а пересекать реку и подниматься в гору пожелают не все. Это и натолкнуло власти на мысль, что пора пускать трамвай. А чтобы соединить линии у крепости и у реки — построить первый в России фуникулер. 

В комплексе с железнодорожным вокзалом, трамваями и появлением первых автомобилей (а один из так называемых российских «бензиномоторов» как раз был представлен на выставке в 1896 году) фуникулер ознаменовал новую эру развития городской среды. 

Он просуществовал до 1926 года, а потом его заменили трамвай. Элеватор закрыли, и в начале нового тысячелетия от него остались лишь руины стен и частично засыпанный тоннель.
Однако нижегородские власти не забыли об уникальной машине конца XIX века. Разговоры о его восстановлении велись с 2010-х годов. В середине сентября 2024 года уже новый фуникулер довез первых пассажиров до станции на улице Рождественской, которая была воссоздана по чертежам и историческим фотографиям.

Теперь это не просто вид новый вид транспорта, а памятник техническому прогрессу в России XIX века, в эпицентре которого был Нижний Новгород.